Современный триллер: особенности жанра

Триллер это

Сегодня триллер это один самых горячо любимых жанров в кино, сочетающий в себе два направления. Это и запутанная история о криминале и расследовании, и интригующий сюжет, который порождает волнение и тревогу.

Триллер это

На вопрос о том, что такое триллеры, многие отвечают уклончиво. Для кого-то это смесь детектива и боевика, а для кого-то одно из направлений фильмов ужасов.

Но триллеры относят к жанру произведений литературы и кино, который вызывает у зрителей резкий прилив эмоций, ощущение тревоги и даже возбуждение. Они призваны создавать чувство напряженного переживания и волнения.

Сюжет – это не просто бесцельная череда событий. В каждом эпизоде кроется глубокий смысловой подтекст, и иногда нужно быть психологом, чтобы уследить за всеми перипетиями на экране. Конечно, жанр обрастает гибридами за счет того, что не имеет четких границ. Триллерные элементы можно найти во многих картинах и книгах. Обычно они сочетаются с детективами, боевиками, ужасами, фильмами о приключениях и шпионах.

Само название жанра переводится с английского слова «thrill» как «нервная дрожь», «трепет», «глубокое волнение». А сам термин «thriller» – это «остросюжетный, сенсационный фильм».

Триллер в виде кинематографического жанра в полной мере сформировал режиссер Альфред Хичкок. Именно он отметил теоретическую основу и ввел понятие «саспенс».

Саспенс – ключевая эмоция, многогранное ощущение тревожности, напряженный азарт, предвкушение предстоящих событий. Он основан не только на ожидании развязки сюжета, но и на сильном сопереживании и художественных приемах, усиливающим волнение.

Характерные черты триллеров

К ключевым особенностям относят атмосферу постоянной угрозы и неожиданно происходящие сцены насилия, преступлений, убийств. В кинолентах показывают продажное, мрачное, небезопасное общество, которое погрязло в коррупции и похоже на города в нуар-фильмах.

Типичные герои:

  • преступники, мошенники;
  • наемные убийцы;
  • серийные убийцы, насильники, похитители;
  • психопаты и психи;
  • террористы;
  • сбежавшие арестанты;
  • полицейские;
  • сыщики;
  • бандиты;
  • воры;
  • ни в чем не повинные жертвы;
  • персонажи с неясным прошлым и так далее.

Отношения между ними сложные. Герои не доверяют другим людям, постоянно готовы к обману и лжи.

Часто авторы произведений используют такие клише, как заговоры против правительства, месть, терроризм, преследования, любовный треугольник (а иногда и другие многоугольники), коррупция, гангстеризм. Все эти штампы приводят к убийствам или к насилию другого рода.

Главными героями становятся простые люди, которые не привыкли к опасностям и беззаконию. Также роль основного персонажа может занять так называемый «крепкий орешек» – полицейский, работник специальных служб, частный детектив.

Интересно! Традиционно в качестве антигероев выступали персонажи мужского пола, тогда как женщины играли помощниц или любовниц. Сейчас девушки получают все больше внимания на экранах и чаще занимают ключевые позиции в фильме.

События обычно разворачиваются внутри города или в загородных районах. Реже – в лесах, джунглях, пустынях, научно-наблюдательных пунктах и так далее. Сюжет разворачивает и в наши дни, и в эпоху крестовых походов, и в далеком космосе, и в магическом мире.

Виды триллеров

По темам триллеры условно делят на следующие группы:

  • о приключениях;
  • судебные;
  • о шпионах;
  • детективные;
  • о полицейских;
  • медицинские;
  • про любовь, романтику;
  • исторические;
  • про политику;
  • корпоративные;
  • про религиозные верования;
  • научно-фантастические;
  • про мистические явления;
  • «хай-тэк»,
  • военные.

Все эти виды объединяет интенсивность возникающих ощущений: тревога, страх, сосредоточенность, беспокойство.

Важно! В своей работе «Триллер» Джеймс Патерсон отмечает, что, если триллер не щекочет нервы, значит, он не справляется со своей задачей.

Отличие триллера от детектива

Триллеры – это жанр, который имеет свои особенности и отличается от других направлений кинематографа. К примеру, от того же детектива.

Одно из отличий – сюжетная структура. В триллере основной целью персонажа становится не раскрытие преступления, а предотвращение замысла злодея – атаки террористов, политического переворота, массового уничтожения. В начале картины идет череда кровавых битв с преступником, нарастание напряжения. Заканчивается кинолента последней решающей схваткой, в течение которой персонаж либо умирает вместе с врагом, при этом спасая жизни невинных людей, либо остается жив.

Детектив – это жанр, повествующий о расследовании загадочного случая, чаще всего преступления. Сюжет можно сравнить с рассыпанным пазлом, который собирает сыщик. Иногда это мозаика, для которой нужно не только собрать общую картину, но и подобрать недостающие детали. Основа детектива – тайна и сформированная вокруг нее логическая цепочка. Этот жанр строится на игре ума и интеллектуальном исследовании.

Кульминация часто приходит на момент с поиском убийцы. Это наивысшая точка развития – читателям дали головоломку и разгадали ее.

Важно! Многие авторы смешивают триллер с детективом, добавляя в работу новые краски и загадки. При этом такой поджанр как раз часто ассоциируется у многих зрителей с истинным триллером, что не является истиной.

Еще одна немаловажная черта – наличие саспенса. В триллерах фокус смещен в сторону ощущений и чувств.

В качестве примера можно взять икону детективных триллеров – «Молчание ягнят». Зрители чуть ли не сразу знают, кто убийца. Но они продолжают следить за фильмом, как и детективами.

В еще одной культовой картине «Семь» убийца сам приходит сдаваться в полицию. Но зрители не испытывают облечение от этого, как в классических детективах.

Отличие от фильмов ужасов

Фильм ужасов – жанр кинематографии, сюжет которого выстраивается в виде последовательности напряженных эпизодов, вызывающих ощущение сильной тревоги, мучающей неопределенности и предчувствие чего-то кошмарного. К разновидностям относят кинокартины о сверхъестественных существах, зомби, вампирах, каннибалах, маньяках, мистических духах.

Основные отличия триллеров от ужасов:

  • Просмотр триллеров призван вызывать чувство неопределенности и тревожное волнение, которое граничит со страхом. Ужасы в разы усиливают эмоции и вызывают более выраженный стресс.
  • Ключевой мотив триллерных фильмов – психологическое и физическое испытание. В другом жанре противопоставляют зло с добром.
  • Сюжет ужасов подчиняется схеме «жертва-палач», а на ход действий не влияют персонажи. Содержание триллера строится вокруг цепочки событий, во время которых проявляются умственные и физические качества главного героя.
  • В обоих жанрах используют одинаковые приемы, связанные с изображением насильственных сцен, эпизодов со смертями, разбоем. Но если в триллерах они призваны усилить напряжение, то в ужасах вызывают настоящий страх.

В отличие от детектива или боевика, у триллера нет явных жанровых рамок. Главная задача – обеспечить наибольшее нервное напряжение до конца кинокартины.

Оцените статью
Добавить комментарий