Чем интересны советские триллеры

Подборки

Кинозрители в СССР не знали, что такое советский триллер. Между тем, следя за событиями в гибнущем самолёте, леденея от ужаса в заброшенной церкви, или сопереживая военной операции, они и не подозревали, что смотрят киноленты, которые критики относят к этому жанру.

Руководством СССР кинематограф долгое время воспринимался исключительно как часть пропагандистской машины, призванной прославлять великие достижения индустриализации и коллективизации. Во времена Большого террора и Великой Отечественной войны жизнь каждого советского человека в любой момент могла превратиться в настоящий триллер. Фильмы о благополучных доярках, механизаторах и учёных несколько отвлекали от действительности.

Лучшие советские триллеры

Только после «оттепели», наступившей в конце 1950 – начале 1960-х годов, у режиссёров появилась возможность снимать разное кино. Несмотря на то, что фильмы по-прежнему проходили жёсткую идеологическую цензуру, начали появляться так называемые приключенческие, военные ленты и детективы. Правда, не все они доходили до зрителя.

Проверка на дорогах

Яркий пример – «Операция „С Новым годом!“». Кинокартина, повествующая о жизни партизан в годы Великой Отечественной войны, была снята Алексеем Германом в 1971 году по книге, написанной его отцом Юрием Германом. Опасность голода, нависшая над отрядом, побуждает провести дерзкую операцию по захвату эшелона с продовольствием.

Обнажённый реализм фильма ни на минуту не позволяет сомневаться в действительности переживаний героев – смотрится на одном дыхании. Великолепный актёрский состав – Владимир Заманский, Ролан Быков, Отто Солоницын, Майя Булгакова, Николай Бурляев, Виктор Павлов и другие – отлично справился с поставленной задачей.

Здесь не только захватывающий сюжет, но и остро поставленный вопрос о чести и достоинстве, вере в человека. Возможно, именно поэтому признанный киношедевр был запрещён и вышел на экраны лишь в 1986 году под названием «Проверка на дорогах».

Проверка на дорогах

Исход

Еще один военный триллер о малоизвестных событиях времён Гражданской войны был создан четырьмя годами раньше – фильм «Исход» совместного советско-монгольского производства. Создатели киноленты режиссёры Бунтар Жамьянгийн и Анатолий Боровский. Актёрский коллектив тоже был смешанным.

Барон Унгерн во главе конной дивизии предпринимает отчаянные попытки установить власть «белых» на территории Монголии, используя для этого похищение императора Богдо-хана. Советский разведчик пробирается в штаб Унгерна и способствует соединению повстанческого отряда Сухэ-Батора с войсками военного министра Монголии и частями Красной Армии. События, разумеется, заканчиваются окончательной победой «красных».

Исход

Барьер неизвестности

К профессиям, связанным с небом, в СССР всегда относились с пиететом. Фильмы, снятые на эту тему в 1960-х годах, носили ярко выраженную идеологическую направленность. В 1961 году режиссёр Никита Курихин выпустил на экран «Барьер неизвестности».В это время вовсю шла «холодная война», в США работали над созданием челнока «Дайна-Сор», поэтому требовалось создать легенду об испытании в Советском Союзе крылатых ракет нового поколения. На съёмочной площадке задействовали реальный ракетоплан, была искусно создана обстановка его испытаний.

Важно. «Барьер неизвестности» стал советским ответом на американскую киноленту «X-15». Она рассказывала об испытаниях одноимённого гиперзвукового самолёта.

Основной мотив фильма – жертвенность во имя Родины. Герои совершают поступки, которые заведомо могут привести их к гибели, однако, во имя достижения поставленной цели они готовы на всё.

В начале фильма происходит трагедия – гибель лётчика-испытателя. Дальнейшие события представляют собой расследование обстоятельств причины катастрофы лётчиком-инженером (Вячеслав Шалевич) и учёным-физиком (Наталья Сумская). И без того напряжённый сюжет закручивается ещё сильнее благодаря появлению загадочного явления – необъяснимого свечения, вызванного солнечной активностью.

Барьер неизвестности

713-ый просит посадку

В 1962 году появилась ещё одна кинокартина, снятая режиссером Григорием Никулиным, которую позже назвали фильмом-катастрофой. Сценарий был написан в тех же политических условиях.

Экипаж пассажирского самолёта, направляющегося в капиталистическое государство, подвергся действию снотворных, подмешанных в кофе. В результате управление перешло к автопилоту. В одном из салонов должна была лететь (но по случайности не полетела) делегация из СССР.

Подразумевается, что прецедент возник именно из-за советских граждан – планировался теракт. В ситуации между жизнью и смертью пассажиры проявляют себя по-разному. Положение исправляет врач, который может привести лётчиков в работоспособное состояние. Однако он летит под чужим именем, поскольку подвергается преследованиям за «левые» взгляды. Благополучно завершившийся полёт заканчивается арестом врача.

713-ый просит посадку

«Экипаж»

Через семнадцать лет советские кинематографисты на новом техническом уровне вновь обратились к созданию фильма-катастрофы. В 1979 году на экраны вышел «Экипаж». Кинолента имела в Советском Союзе огромный успех.Фильм, снятый оператором Валерием Шуваловым, впервые в советском кинематографе на широком экране столь очевидно демонстрировал ужасы катастрофы. Гениальная музыка Альфреда Шнтитке дополняла эффект, созданный сильным актёрским составом: Георгием Жжёновом, Леонидом Филатовым, Александрой Яковлевой, Еленой Кореневой и другими известными артистами.

Справка

По данным кинопроката фильм «Экипаж» посмотрели более 70 миллионов советских зрителей.

Советский самолёт направлен в заграничную командировку, цель которой – спасение советских нефтяников из зоны землетрясения. Кульминацией сюжета становится новый подземный толчок, во время которого фюзеляж рушится на глазах. Спасаясь от селевого потока, которых захлёстывает город, повреждённый самолёт взмывает в воздух. Во время полёта члены экипажа совершают чудеса героизма, спасая пассажиров. В итоге самолёт совершает посадку в Москве.

«Экипаж» был не столь политизирован, как фильмы хрущёвского периода – времена заметно изменились! Вместо борьбы коммунистической и западной идеологий здесь фоном выступают личные взаимоотношения персонажей.

Развал семьи, любовные интриги в экипаже, проблемы с взрослыми детьми – всё узнаваемо и близко каждому. Возможно, именно поэтому зрителям становится так страшно, ведь персонажи картины – не легендарные герои, а обычные люди со своими слабостями и пороками. И то, что случилось с ними, может случиться с каждым.

"Экипаж"

Вий

В СССР нередко экранизировали литературные произведения. «Вий», снятый по произведению Николая Гоголя – откровенная страшилка, из тех, которые детишки рассказывали друг другу во время сончаса в пионерских лагерях.

Когда режиссеры Константин Ершов и Георгий Кропачев сняли в 1967 году одноимённый фильм по сценарию, написанному в содружестве со знаменитым Александром Птушко, картина приковала к себе внимание зрителей всех возрастов. Вместе с пионерами не прочь были пощекотать себе нервы и взрослые. «Вий» поставил рекорды кассовых сборов, и был закуплен зарубежным кинопрокатом.

События разворачиваются в конце 19 века в украинском селе. По случайному стечению обстоятельств, семинарист Хома (Леонид Куравлёв), оправлявший на каникулы, оказывается очарованным злой ведьмой (Наталья Варлей), которая начинает над ним глумиться, выдумывая страшные испытания. События происходят в старой церкви, где ведьма призывает себе на помощь нечистую силу, до смерти запугав бурсака.

Вий

Десять негритят

Ещё один фильм, созданный на добротном литературном материале – «Десять негритят» (1987 год). В нашей стране произведения английской писательницы Агаты Кристи экранизировали неоднократно, но, пожалуй, лучше других с задачей справился режиссёр Станислав Говорухин.

Он постарался максимально сохранить содержание и усугубить мрачную обстановку уединённого английского дома, отрезанного от окружающего мира непогодой. Десять человек, собранных вместе по приглашению неизвестного лица, обвиняются в убийстве, причём, каждый в своём. Ни один из этих людей не понёс своевременного наказания.

Поскольку текст обвинения записан на пластинку, невозможно выяснить личность говорящего. Между тем, девять человек умирают один за другим, следуя сюжету известной английской песенки про негритят. В итоге кончает жизнь самоубийством судья Уоргрейв, организовавший процедуру возмездия.

Десять негритят

«Люми»

Пожалуй, пробным шаром в деле создания настоящих отечественных триллеров стал фильм «Люми« – «Красная шапочка» на новый лад, снятая режиссёром Брагиным в 1991 году. Несмотря на то, что зловещий сюжет держит зрителя в постоянном напряжении, к основной линии добавлены комические и бытовые нотки.

На мирном латвийском хуторе живет обычная семья – мама, папа и маленькая дочка. Размеренную жизнь нарушает появление Люми – человеко-волка.

Главный специалист по охоте на чудовищ, друг семьи, учёный по имени Валерий, приезжает на помощь прямо с телепередачи «Клуб кинопутешествий». С этого момента начинается охота на Люми, которая, разумеется, заканчивается успешно.

Люми

Заключение

Список остросюжетных советских фильмов, которые сегодня можно отнести к триллерам, гораздо шире: «Возвращение резидента» и «Злой дух Ямбуя», «В тени смерти» и «Записки мёртвого человека», «Пираты ХХ века» и «Дикая охота короля Стаха»…

Эти киноленты не только держали в напряжении зрителей, но и пытались влиять на их личность: воспитывали патриотизм (что само по себе не так уж плохо), напоминали о ценности искренней любви и дружбы и преданности профессии. Может быть, именно поэтому они по-прежнему привлекают наше внимание.

Позднее, в 1990-е годы один за другим стали выходить киноленты с красноречивыми названиями: «Способ убийства», «Монстры», «Наводнение», «Убийство в Саншайн-Менор», «Пляска смерти» и многие другие, снятые зачастую совместно с мастерами жанра – американцами. Но это уже было «совсем другое кино».

Оцените статью
Добавить комментарий